Крушение поезда в Огайо привело к экологической катастрофе

18.02.202311:41

3 февраля поезд компании Norfolk Southern, перевозивший опасные вещества, сошел с рельс в штате Огайо (США), став причиной пожара и настоящей экологической катастрофы – по меньшей мере десять из 150 вагонов-цистерн содержали винилхлорид – бесцветный газ, который используется для производства пластика, винила и ПВХ изделий. При горении винилхлорид распадается на хлористый водород и фосген, превращаясь в химическое оружие, аналогичное тому, что использовалось во время Первой Мировой войны. В других цистернах перевозили изобутилен, бутилакрилат, этилгексилакрилат и монобутиловый эфир этиленгликоля – крайне токсичную смесь химикатов, которая, при высоких концентрациях, представляет угрозу для жизни и в разы увеличивает риск развития рака. Удивительно, но на протяжении двух недель американские СМИ обходили катастрофу стороной, а представители компании контролируемо сжигали содержимое цистерн из-за чего над городом несколько часов висело черное грибовидное облако. Местные жители называют крушение состава новым Чернобылем, а масштабы загрязнения окружающей среды по-прежнему неизвестны.

Огромное облако черного дыма образовалось в результате контролируемого сжигания химикатов в цистернах поезда

Содержание

  • 1 Крушение поезда в Восточной Палестине
  • 2 Какие химикаты перевозили на поезде?
    • 2.1 Винилхлорид
    • 2.2 Бутилакрилат
    • 2.3 Бензол
    • 2.4 Этилгексилакрилат и монобутиловый эфир этиленгликоля
  • 3 Последствия аварии
    • 3.1 Почему химикаты сжигают?
  • 4 Эпоха экологических катастроф

Крушение поезда в Восточной Палестине

Ночью 3 февраля жители Восточной Палестины, небольшого города с населением около 5000 человек, сообщили о серии мощных взрывов и ужасающем химическом запахе. После крушения поезда, перевозившего потенциально опасные химикаты, практически всю длину сошедших с рельсов вагонов охватил масштабный пожар. Пятого февраля власти округа объявили об эвакуации около 2000 человек, чьи дома расположены в непосредственной близости к железной дороге. Официальные лица опасались, что более дюжины вагонов, перевозивших винилхлорид, могли загореться.

Чтобы предотвратить взрыв цистерн, наполненных химикатами, эксперты приняли решение о контролируемом выпуске ядовитого газа, сочтя его наиболее безопасным. Однако в последствии официальные лица сообщили, что оба варианта «были плохими». Так, в результате сжигания винилхлорида шестого февраля, над городом появилось черное грибовидное облако, фотографии которого быстро распространялись в социальных сетях.

Опаснейшие химикаты из потерпевшего крушение состава отравили почву и воды в Восточной Палестине.

В ходе ликвидации аварии токсичные химикаты выпустили из пяти вагонов-цистерн, проделав в них небольшие отверстия – так токсичные вещества попадали в ямы, которые затем поджигались. Последствия ЧП, однако, вышли за пределы места аварии – при разливе химикатов после крушения канцерогены попали в реку Огайо, что снабжает водой не менее пяти миллионов человек. Тем не менее уже восьмого февраля всем эвакуированным жителям разрешили вернуться домой.

Это решение раскритиковали экологи, сообщив о массовой гибели рыб в загрязненных химикатами водоемах. Жители Восточной Палестины также сообщили о плачевном состоянии домашних животных, которые заболели после инцидента. Более того, немалое количество людей жаловались на головные боли, жжение в глазах и затрудненное дыхание.

По данным главы Департамента природных ресурсов Огайо Мэри Мерц, порядка 3500 рыб погибли в результате загрязнения водоемов.

Какие химикаты перевозили на поезде?

После того, как фотографии из Восточной Палестины попали в сеть, пользователи забили тревогу. Несоответствие между рассказами местных жителей и заверениями властей подлило масла в огонь: официальные лица сочли ближайшие к аварии районы безопасными, в чем усомнились эксперты по охране окружающей среды. Все потому, что винилхлорид – известный канцероген, острое воздействие которого приводит к головокружению, сонливости и головной боли, а длительное может стать причиной повреждения печени и развития редких онкологических заболеваний, включая лейкемию и рак легких.

В общей сложности Агентство по охране окружающей среды (EPA) сообщило о пяти химических веществах, которые находились в железнодорожных вагонах. По словам Питера Декарло, профессора Университета Джона Хопкинса, изучающего загрязнение воздуха, винилхлорид и другие вещества в цистернах при сгорании могут образовывать опасные соединения, такие как диоксин.

По мнению экспертов все перевозившиеся в составе химикаты представляют опасность при вдыхании.

Будучи химиком в области атмосферных наук, я бы держался подальше от места аварии, причем чем дальше, тем лучше. Хотелось бы, чтобы EPA опубликовало более подробные данные о качестве воздуха в Восточной Палестине и ближайших населенных пунтках, – сообщил Декарло в интервью.

Спустя несколько дней после ЧП Агентство по охране окружающей среды действительно обнаружило следы химических веществ в пробах воды, включая реку Огайо. По данным ЕРА, химикаты попали в ливневые стоки, а независимые эксперты обеспокоены отсутствием исследований на наличие других химических веществ в почве, воздухе и воде.

Местные жители сообщают о болезни домашних и диких животных после крушения поезда

Как рассказал The Washington Post Кив Нахман, профессор из Университета Джона Хопкинса, нет никаких сомнений в том, что в смеси присутствуют химические вещества, связанные с серьезными проблемами со здоровьем.

Винилхлорид

Винилхлорид – бесцветный газ без запаха, который используется для производства ПВХ изделий, также является известным канцерогеном. При горении винилхлорид выделяет хлористый водород и фосген. В России эти химикаты классифицируются как отходы первого класса опасности, а во время Первой мировой войны фосген официально считался химическим оружием.

Бутилакрилат

Бутилакрилат представляет собой бесцветную жидкость с фруктовым запахом, которая используется в производстве полимеров, смол и красок. Воздействие этого вещества может привести к раздражению слизистой носа и глаз, тошноте, рвоте и аллергическим реакциям. Длительное воздействие бутилакрилата может стать причиной развития рака легких. По данным ЕРА, все цистерны наполненные бутилакрилатом сошли с рельс в результате крушения поезда.

Бензол

Бензол – бесцветная или светло-желтая жидкость, которая может быстро испаряться. Бензол является одним из наиболее часто используемых химических веществ в США – с его помощью производят пластик, нейлон, пестициды, ряд красителей и моющих средств.

Бензол и его производные

По данным Центров по контролю заболеваний (ЦКЗ), бензол может образовываться и естественным путем в результате извержений вулканов или лесных пожаров, а также входит в состав сырой нефти, бензина и сигаретного дыма.

Вдыхание или проглатывающие бензола может привести к сонливости, головокружению, тремору, рвоте и бессоннице. По данным ЦКЗ, высокие уровни воздействия вещества могут привести к потере сознания или смерти. Длительное воздействие бензола (в течение года или более) может привести к заболеваниям крови, костного мозга и иммунной системы.

Этилгексилакрилат и монобутиловый эфир этиленгликоля

Этилгексилакрилат представляет собой бесцветную жидкость с резким запахом, вдыхание которой, как и употребление в пищу или всасывании через слизистую глаз приводит к их раздражению и затрудненному дыханию.

Катастрофа с поездом в Огайо напоминает «ядерную зиму»

Еще одно вещество – монобутиловый эфир этиленгликоля чаще всего используется в производстве красок и лака. По данным Национального управления океанических и атмосферных исследований США, вещество легко воспламеняется, а его пары приводят к раздражению слизистой глаз и носа, тошноте, головной боли, головокружению и рвоте. Длительное воздействие этого химического соединения может привести к развитию онкологических заболеваний.

Последствия аварии

Масштаб катастрофы сложно недооценить, ведь в окружающую среду попало огромное количество ядовитых химикатов. Загрязнение воздуха, воды и почвы могут напоминать о себе десятилетиями, и, как утверждает специалист по охране окружающей среды из Массачусетского университета Ричард Пелтье.

Каждый раз, когда идет дождь, в экосистему попадает поток новых загрязняющих веществ. При этом информации о том, как люди вступают в контакт с токсичными химикатами катастрофически не хватает, – рассказал Пелтье.

По словам бывшего начальника пожарной охраны штата Огайо Сильверио Каджиано, власти замалчивают страшные последствия аварии ради экономической выгоды.

Более подробную информацию об инциденте и его последствиях власти представили 14 февраля, заявив об окончании проверки на предмет загрязнения химикатами более 400 близлежащих домов. Чиновники также подтвердили загрязнение реки Огайо, указав, что чем дальше по течению продвигаются химикаты, тем менее концентрированным становится вещество. Однако судьба многих, не указанных в отчетах веществах до сих пор неизвестна. Ответственность за ликвидацию аварии взяла на себя компания Norfolk Southern 10 февраля, через неделю после крушения.

Почему химикаты сжигают?

Сжигание – это один из способов утилизации опасных химических веществ, так как при нагревании до чрезвычайно высоких температур ряд химикатов разрушается. Однако в случае неполного уничтожения образуется множество побочных продуктов. Столб черного дыма, опубликованные в новостях, был результатом неполного сгорания, а значит в окружающее пространство попали продукты горения. Что это за вещества и куда они делись широкой общественности неизвестно.

Чем тяжелее химическое вещество, тем медленнее оно разлагается и тем больше вероятность его попадания в почву. Эти соединения могут сохраняться годами, если их не ликвидировать, – слова эколога Эндрю Уэлтона приводит издание The Conversation.

Многие эксперты обеспокоены вероятностью появления очагов раковых заболеваний в этом регионе в ближайшие 5-10-15 лет

В сообщениях СМИ говорится о четырех или пяти химических веществах, но в декларации из Norfolk Southern указана куча других материалов в сгоревших цистернах и все они потенциально опасны. Причиной крушения Национальный совет транспортной безопасности США (NTSB) называет механическую проблему с осью одного из 150 вагонов, 50 из которых перевернулись.

Эпоха экологических катастроф

За последние десятилетия в мире произошло немало экологических катастроф. Так, из-за разлива нефти Exxon Valdez в марте 1989 года на Аляске в океане оказалось 11 миллионов баррелей. Из-за разлива погибли тысячи птиц и морских животных. Ликвидация аварии и восстановление среды обитания обошлось Exxon примерно в 4 миллиардов долларов. Многие защитники окружающей среды, однако, утверждают, что последствия разлива по-прежнему ощутимы.

Одной из самых страшных экологических катастроф считается разлив цианида в Румынии: в январе 2000 года разрушение плотины на золотом руднике привело к попаданию большого количества цианида в близлежащую реку Сомс. Токсин быстро распространился вниз по течению, что привело к массовой гибели водных обитателей.

Последствия экологических катастроф длятся на протяжении десятилетий

В 2010 году произошел разлив нефти Deepwater Horizon в результате взрыва на нефтяной вышке в Мексиканском заливе. Авария унесла жизни 11 рабочих, а за следующие 87 дней в океан попало около 5 миллионов баррелей нефти. Разлив опустошил места обитания морских обитателей и диких животных в Персидском заливе. За 10 лет компания Deepwater Horizon потратила на ликвидацию последствий около 70 миллиардов долларов.

Реклама

Крушение поезда в Огайо привело к экологической катастрофе
Для любых предложений по сайту: [email protected]