Забывать определенные события и информацию свойственно каждому человеку. Более того, плохая память даже полезна, о чем мы рассказывали ранее. Однако следует учитывать, что забывчивость забывчивости рознь. Одной из ее разновидностей является ретроактивная интерференция. Суть этого явления заключается в вытеснении старой информации новыми данными. К примеру, изучив одну главу учебника, человек может столкнуться с тем, что напрочь забыл другую главу, которую еще совсем недавно тоже хорошо изучил. Подобные ситуации могут происходить не только во время учебы, но и в быту. Вникнув в какую-либо новую для нас тему, мы можем забыть информацию, которую получили еще совсем недавно. Это и есть ретроактивная интерференция — вполне обыденное явление, но только для взрослого человека. У детей же, как показывает последнее исследование, мозг работает иначе.
Почему люди забывают старую информацию
Механизм ретроактивной интерференции ученым уже давно известен. После изучения новой информации, чтобы она не забылась, система торможения должна снижать активность нейронных цепей, которые были задействованы в ее обработке. Если же снижение активности нейронов не происходит, то есть они остаются в возбужденном состоянии, то при поступлении новой информации (которая требует задействования тех же самых нейронов), старая информация стирается. То есть, фактически, происходит перезапись данных.
Поэтому, чтобы избежать ретроактивной интерференции, между поступлениями новой информации, то есть между учебой необходимо делать паузу. За время отдыха система торможения должна успеть сработать и дать нейронам “остыть”. Ключевую роль в этом процессе играет гамма-аминомасляная кислота (ГАМК). Она представляет собой один из нейромедиаторов, который используется нейронами торможения для передачи сигнала нейроном, участвующим в процесса запоминания.
Схема работы достаточно простая — когда возникает потребность в тормозе, то есть во время паузы, нейроны торможения воздействуют на ГАМК, в результате гамма-аминомасляная кислота определенным образом воздействует на другие нейроны, чтоб они успокоились. Чем быстрее сработает тормоз, тем, соответственно, меньше вероятности, что информация будет удалена.
У детей память лучше, чем у взрослых
Исследования, проведенные ранее, показывали, что у детей уровень ГАМК ниже, чем у взрослых. То есть, теоретически, дети должны хуже учиться, чем взрослые. Однако ранее уровень ГАМК оценивался сам по себе, то есть отдельно от процесса обучения и тормозной системы. Поэтому ученые Брауновского университета и Университета Регенсбурга решили выяснить как у детей обстоят дела с обучением на самом деле.
В эксперименте приняли участие дети в возрасте от 8 до 11 лет, а также взрослые в возрасте от 18 до 35 лет. Обе группы должны были усвоить определенную информацию, разделенную на отдельные массивы. До начала эксперимента авторы работы измерили уровень ГАМК. Для этого они использовали магнитно-резонансную спектроскопию, то есть разновидность томографии, которая применяется для мониторинга обмена веществ и динамики некоторых молекул.
У детей уровень ГАМК действительно оказался ниже, чем у взрослых. Однако, как сообщают авторы работы в журнале Current Biology, уровень гамма-аминомасляной кислоты у детей резко повышался, как только наступал перерыв в обучении. В результате мозг успевал “охладить” нейроны, задействованные в обработке информации, всего за несколько минут. Следовательно, с уверенностью можно говорить, что ретроактивная интерференция не мешает детям обучаться.
Взрослый же мозг не способен так быстро управлять ГАМК. Даже с течением более продолжительного времени уровень этого нейромедиатора не повысился. Поэтому дети в ходе эксперимента лучше усваивали информацию, чем взрослые, несмотря на то что в целом уровень ГАМК у взрослых был выше.
Правда, эксперимент касался только зрительной памяти. Всем добровольцам нужно было запомнить картинки. Однако, по мнению авторов, результаты исследования наверняка касаются и других видов памяти. Поэтому теперь ученым нужно найти способ как заставить мозг взрослых людей также оперативно повышать уровень ГАМК, как это делает детский мозг. В таком случае взрослые смогут обучаться так же легко, как и дети.
Напоследок напомним, что мозг детей отличается не только способностью оперативно управлять ГАМК. Ранее мы рассказывали, что дети младшего дошкольного возраста более рассеянные, чем взрослые. И это тоже идет им на пользу, так как позволяет лучше справляться с некоторыми задачами, чем взрослые.