Пассажирский самолет со спальными комнатами, ванной и туалетом, электрическим освещением и отоплением сейчас никого удивить не может. Но представьте, что он был построен еще в царской России — в 1913 году! Для своего времени С-22 “Илья Муромец” стал поистине революционным самолетом, так как многие решения, которые применяются в авиастроении по сей день, на этом самолете были использованы впервые. Кроме того, он установил рекорд по числу пассажиров, грузоподъемности, максимальному времени пребывания в воздухе и высоте полета. Некоторые его конструктивные решения уникальны. Чего только стоят палубы для прогулок на нижних крыльях самолета. Но самое интересное, что во время первой мировой войны этот гражданский самолет стал первым в мире серийным многомоторным бомбардировщиком. Одним словом — легенда, которая заслуживает вашего внимания.
Содержание
- 1 Разработка самолета С-22 “Илья Муромец”
- 2 Испытания первого пассажирского самолета
- 3 Как С-22 “Илья Муромец” стал бомбардировщиком
- 4 Использование С-22 в гражданской авиации
Разработка самолета С-22 “Илья Муромец”
Своими передовыми решениями самолет обязан авиаконструктору-изобретателю, а на тот момент просто студенту Киевского политехнического института, Игорю Ивановичу Сикорскому. Под его руководством машина разрабатывалась на Русско-Балтийском вагонном заводе в Петербурге. Надо сказать, что сама идея строительства большого самолета с комфортабельной закрытой кабиной принадлежала Сикорскому, потому он был приглашен на должность главного конструктора авиационного отделения завода.
Проектирование самолета началось в 1911 году. Уже спустя два года была построена первая машина — самолет С-21 “Русский витязь”. Но, очевидно, она не устроила Сикорского. Как не сложно догадаться, “Илья Муромец” представлял собой доработанную и глубоко модернизированную его версию.
От старого проекта у С-22 осталась лишь аэродинамическая схема и коробка крыльев с четырьмя моторами, при этом фюзеляж был полностью переработан. К слову, на “Русском Витязе” впервые в мире были установлены сразу четыре мотора. До этого авиаконструкторы всегда устанавливали только один двигатель. Таким образом этот самолет дал начало тяжелой авиации. Идея устанавливать несколько моторов для улучшения тяги также принадлежала И. И. Сикорскому.
Моторы с пропеллерами, которые создавали тягу, на “Илье Муромце” было решено оставить прежние. Это были немецкие
“Аргус[en]” мощностью 100 л. с. Однако благодаря новой конструкции, максимальная высота полета и максимальная взлетная масса увеличились в два раза — доработки пошли машине на пользу.
Впервые в истории авиастроения самолет получил комфортабельный салон, отделенный от кабины пилотов. В результате С-22 стал первым в мире пассажирским самолетом. Обогрев салона происходил за счет выхлопных газов двигателей. По бокам салона имелись выходы на палубы (консоли нижних крыльев).
Работы по строительству первого опытного образца начались в августе 1913 года, а уже в декабре этого же года самолет впервые поднялся в воздух. Впоследствии эта машина использовалась для показательных полетов, а также установления рекордов.
Испытания первого пассажирского самолета
Машина была построена уже в октябре 1913 года, но летные испытания были назначены на 10 декабря. Первый взлет самолета С-22 уже не произвел на общественность такого фурора, как это было с “Русскими Витязем”. ОН вполне ожидаемо взлетел и показал определенные преимущества перед своим предшественником.
Совсем иначе ситуация обстояла с испытанием самолета С-21, так как ни кто из специалистов аэронавтики не верил, что машина весом в четыре тонны может вообще взлететь. В то время самолеты не могли поднять в воздух более 500-600 кг. Поэтому 26 мая 2013 года возле Корпусного аэродрома Санкт-Петербурга собралась большая толпа людей, которым было интересно, чем окончится испытание гигантской на тот момент машины с размахом крыльев более 30 метров.
Вопреки всеобщему скепсису самолет успешно оторвался от земли и успешно совершил свой первый полет. Выполнил его сам конструктор И.И Сикорский, который впоследствии испытывал и самолет С-22. Так начался новый этап в истории авиастроения. Хотя в самой России с началом Первой Мировой войны, а затем Гражданской войны развитие гражданской авиации приостановилось.
Практически сразу после первого испытательного полета на машине был установлен мировой рекорд — самолет поднял в воздух вес 1100 кг. Предыдущий рекорд был установлен на самолете Соммера, который поднялся в воздух с весом 653 кг. Спустя два месяца самолет установил еще один мировой рекорд — он взлетел с 16 людьми и собакой на борту. Общий вес составил 1290 кг. Управлял самолетом по прежнему сам И. И. Сикорский.
Как С-22 “Илья Муромец” стал бомбардировщиком
К сожалению, новому самолету не суждено было работать по своему основному назначению, то есть на пассажирских линиях. Изначально предполагалось, что он будет летать в Сибирь, а также перевозить срочные грузы. Но с началом Первой Мировой войны все четыре С-22, построенные к тому моменту, были переданы в императорский военно-воздушный флот. Из них была создана эскадра тяжелых бомбардировщиков.
Первый боевой вылет самолета эскадры состоялся 15 февраля 1915 года. Впоследствии за время войны было выпущено еще две модификации С-22, которые отличались двигателями и некоторыми другими конструктивными особенностями. В общей сложности в войска поступило 60 машин разных модификаций, которые совершили 400 боевых вылета.
К моменту окончания Первой Мировой было уничтожено несколько десятков самолетов. Наиболее распространенной причиной потерь стали несчастные случаи и технические неполадки. По этой причине было потеряно около 20 самолетов. Да, самолеты часто терпят крушение во все времена Почему так происходит, мы рассказывали ранее.
К слову, самый первый самолет, который испытывал Сикорский, не вошел в эскадру бомбардировщиков. Его еще в 2014 году переделали в гидроплан, в результате чего он стал еще и крупнейшим в мире на тот момент гидропланом. После окончания Первой Мировой войны оставшиеся самолеты применялись советской армией в Гражданской войне, а также Советско-Польской войне.
Использование С-22 в гражданской авиации
В мирное время самолеты эксплуатировались не долго, так как имели большой износ и выработавшие свои ресурсы двигателя. Первый почтово-пассажирский рейс Москва-Харьков был открыт 1 мая 1921 года. На линии работало шесть «повидавших виды» самолетов С-22. Поэтому уже в октябре следующего года рейс был закрыт. В 1922 году самолеты «Илья Муромец» также использовались для пассажирских перелетов из Нижнего Новгорода в Москву, но спустя несколько месяцев С-22 были заменены немецкими самолетами “Юнкерс-13”.
Дольше всего использовался один из бывших почтовых самолетов С-22, который был передан в авиационную школу. В течение 1922 и 1923 года на нем было совершено порядка 80 учебных полетов. Но затем и он был списан.
До наших дней, к сожалению, не дожил ни один из этих экземпляров, и даже не сохранились чертежи самолета. В 1977 году был создан макет для съемок фильма “Поэма о крыльях”. Его внешний вид воссоздавался по фотографиям. В настоящее время этот макет находится в Музее авиации в Монино.