Есть сведения, что первые подвижные мосты через крупные реки появились еще в третьем тысячелетии до н.э. в Египте, а в VII веке до н.э. такой мост построили в Вавилоне, пересекал он реку Евфрат. Во времена Средневековья такие мосты сооружали надо рвом, окружавшим замок, и поднимали в случае опасности нападения.
В таких устройствах имелись лишь лебедка и противовес – с их помощью и менялось положение моста относительно берегов рва. Но со второй половины XIX века, когда идею подвижных мостов стали использовать для облегчения навигации, их конструкция сделалась значительно сложнее и разнообразнее. Выбор типа разводного моста стали определять его длина, его функциональное назначение – предназначался ли он для пешеходов, автомобилей или железнодорожного транспорта. И вот теперь, в XXI веке, у туристов из разных уголков мира есть возможность оценить зрелищность и фотогеничность разводных мостов на пяти материках планеты.
Движущимся чаще всего становится один пролет моста, который поднимается, опускается либо поворачивается так, чтобы обеспечить проход судов. В остальное время он служит для переправы с одного берега на другой.
Пожалуй, самым узнаваемым в Европе разводным мостом (помимо Дворцового в Санкт-Петербурге) стал Тауэрский мост в Лондоне. Как и его питерский конкурент, он сделан раскрывающимся – два пролета моста поднимаются вверх. Этот мост был построен в 1894 году, а теперь он обеспечивает лондонцам и гостям английской столицы прекрасные кадры в самом центре Лондона – 4 -5 раз в неделю.
Там же, в Лондоне, сооружен уникальный сворачивающийся мост, в длину он не превышает 12 метров, зато выглядит очень эффектно: состоящий из восьми треугольных секций, он с помощью механизма складывается в восьмиугольное колесо, открывая проход небольших судов по Гранд-Юнион-Каналу. По мнению инженера Томаса Хетервика, создавшего сворачивающийся мост, его творение в разведенном состоянии не напоминает сломанное – в отличие от других разводных мостов.
Мост Пегас, который находится в Нормандии, получил это название после того, как оказался в центре военной операции Второй мировой войны. Именно здесь в 1944 году развернулись сражения, стратегической целью которых был захват этой переправы через Канский канал. Ранее носивший название «Бенувильского», свое новое имя мост получил в честь нашивки на форме британских десантников – именно в виде этого мифического существа.
Мост Хорнбрюкке, что находится в Германии и соединяет два берега фьорда, складывается в форме буквы N. Это происходит каждый час. В остальное время мост обеспечивает беспрепятственное движение пешеходов, что преодолевают его 25 метров и наслаждаются видами городка Киль.
Самый длинный вертикально-подъемный мост в Европе находится во Франции в Бордо. Это мост Жак Шабан-Дельма – он был назван так в честь бывшего премьер-министра Франции. Чтобы оказаться на противоположном берегу, необходимо преодолеть 433 метра, либо проехать, либо на своих двоих – мост предназначен как для автомобилей, так и для пешеходов.
В лондонском Гейтсхеде в 2001 году был построен мост Миллениум, соединивший берега реки Тайн. Конструкция представляет собой две дуги, которые при запуске механизмов, обеспечивающих движение, поворачиваются единой структурой, отчего напоминают «подмигивающий глаз» — так и появилось второе, неофициальное название моста. Миллениум разводят около двухсот раз в году, вся процедура занимает чуть больше четырех минут.
В Буэнос-Айресе, Аргентина, в 2001 году было возведено эффектное сооружение с эффектным названием – Мост Женщины (Пуэнте-де-ла-Мухер). Он пешеходный, поворотный однорукавный, то есть движущаяся часть поворачивается вдоль горизонтальной оси, открывая проход судам. Внешний облик моста символизирует пару, исполняющую танго, а название дано из-за большого количества окрестных улиц, названных в честь выдающихся женщин.
При создании разводных мостов инженеры учитывают назначение будущего сооружения, его пропускную способность, а лучшие – ориентируются не только на формальные условия, но и на собственный талант – тогда они становятся по-настоящему знамениты. Как Джозеф Штраус, который совершил в свое время революцию среди мостов, а также стал тем, что придумал и воплотил в жизнь строительство моста Золотые Ворота в Сан-Франциско – не разводного, но едва ли не самого известного среди перечня работ инженера.