Команда исследователей из Испании, Венгрии и Польши с помощью исследования когнитивных способностей младенцев выяснили, что язык может и не быть обязательным условием для логического мышления.
Описание своего исследования, а также то, как их открытия могут быть использованы для лучшего понимания процесса мышления, ученые изложили в статье, опубликованной в журнале Science.
Долгие годы ученые-когнитивисты полагали, что язык абсолютно необходим для мышления. Например, чтобы вычленить смысл из увиденного, человек должен буквально проговорить его в своем разуме. Но это может быть и не так, показывает новое исследование. Ученые собрали две группы добровольцев: одна состояла из младенцев 12 месяцев от роду, а другая — из младенцев 19 месяцев от роду. Каждый ребенок смотрел видеоролики, некоторые из которых имели логический смысл, а другие — нет. Ученые фиксировали реакции участников.
В роликах были анимированные персонажи — изначально два, динозавр и цветок. Затем персонажей скрывал экран, а потом большая чашка подхватывала одного из героев. Потом экран падал, показывая второго. Иногда это был ожидаемый второй персонаж, но иногда нет — например, там могла копия героя в чашке или вообще кто-то другой. Чтобы понять, пытаются ли младенцы увидеть какой-то смысле в сцене перед ними, ученые наблюдали за их глазами: дети, которые были удивлены и сбиты с толку картинкой, обычно смотрели на экран дольше.
Исследователи выяснили, что младенцы действительно смотрели гораздо дольше на второго персонажа, когда там оказывался кто-то другой, а не тот, кого они ожидали. По мнению ученых, это доказательство логического мышления. Вдобавок, замечают они, этот эксперимент не только доказывает, что логическое мышление может существовать без языка, но подобной процедурой можно потенциально выявлять когнитивные нарушения у детей в раннем возрасте.
Источник