Народная артистка СССР. Лауреат четырёх Сталинских премий. Герой Социалистического Труда.
«Умна как бес. Всегда знает, что делает и почему, и зачем, и главное как», — писал о Марецкой Юрий Александрович Завадский.
Вера родилась 31 июля 1906 года в деревне Барвиха под Москвой в семье предприимчивого, но небогатого коренного москвича Петра Марецкого. Ближе всех девочке была родная сестра Таня, но и родителей она очень любила.
Отец, специалист, как бы сейчас сказали, по торговой части, заведовал буфетом во Введенском народном доме, но ему очень не нравился вид постоянно подвыпивших мужиков, а потому он перебрался в цирк Никитиных, где стал заведовать фруктовым буфетом. Само собой, одними из самых частых посетительниц цирка были Верочка и Танечка, вот только разрешали им посмотреть представление, если они вели себя хорошо. Для них самым страшным наказанием был запрет на посещение цирка…
Возможно, именно тогда Верочка и почувствовала горячую потребность постоянно находиться на публике, вызывать у людей восторг, радость, эмоциональный всплеск. Но когда она окончила школу, почему-то решила поступать в МГУ на философское отделение. Ее завораживало само слово: фи-ло-со-фия!
На деле же оказалось, что все эти рассуждения древних греков, римлян, средневековых французов, итальянцев, англичан – совершенно не укладываются в Вериной светлой голове. Она не могла понять, какое отношение эти мудрствования могут иметь к современной жизни. Ну какая, собственно, разница, как характеризовали свою эпоху Софокл и Платон, Плиний-старший и Аристотель. С ужасом Марецкая осознавала, что все, о чем вещает на лекции седой профессор, ей в одно ухо влетает, а в другое вылетает…
И она бросила МГУ, отправившись к знаменитому Вахтангову в его студию. Но и здесь ее не хотели брать, рассеянность, постоянные опоздания, легкомысленность и ненадежность – вот те четыре качества, которые могли завершить карьеру Веры Петровны практически сразу.
Но на симпатичную Верочку «положил глаз» известный тогда режиссер Юрий Александрович Завадский. Он был старше Марецкой на целых 12 лет и 20-летней Верочке казался почти что старым человеком. Но Завадский обладал необузданной энергией, он, как динамо-машина, мог завести весь коллектив. Он и стал практически главным учителем Марецкой, заставляя ее работать не то, что до седьмого пота – до полного изнеможения…
Впрочем, симпатичная девочка привлекла внимание режиссера не только красотой. Она свободно изъяснялась по-немецки и по-французски, была остроумна, при случае умела «ввернуть» интересную фразу (не прошли даром лекции по философии). Мог ли он устоять перед такой женщиной?
Они поженились, она родила ему сына. Но семейная жизнь не сложилась: когда их сыну Жене исполнилось четыре года, Завадский влюбился в молодую, блистательную Галину Уланову и ушел из семьи. Позже Завадский столько раз предлагал Вере Петровне руку и сердце, умоляя восстановить этот союз. Но она была непреклонна: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». Однако их теплые, дружеские отношения продолжались вплоть до смерти Юрия Александровича, а случилось это в далеком от середины 20-х годов 1977 году.
Перед войной у Марецкой была еще звездная роль в фильме «Член правительства», где она просто блестяще сыграла свою героиню Александру Соколову. Как тонкой и столичной «штучке» Вере Марецкой удалось сыграть роль обыкновенной сельской труженицы Саши Соколовой – особый разговор. Актриса готовилась серьезно: она поселилась в крестьянской избе, городского платья не носила и после съемок ходила в одежде с плеча одной колхозницы. Более того, однажды Хейфиц застал ее на берегу Волги за стиркой белья, она лихо била вальком, стоя по колено в воде. Ей дали коня (так требовалось по фильму), и она скакала на нем, сидя на ватнике, заменившем седло. Роль удалась!
В годы войны Вера Петровна снялась в фильме «Она защищает Родину». Фильм буквально рвали на части на всех фронтах, он поднимал бойцов и командиров не хуже, чем боевой клич «Ура!». За роль Прасковьи Лукьяновой Марецкая получила вторую Сталинскую премию в 1946 году (первая была в 1942 году за театральную работу). А третьей государственной премией она награждена за роль Варвары Мартыновой в фильме «Сельская учительница», который вышел на экраны в 1947 году. Рассказывают, что после фильма выпускницы педагогических институтов уезжали на село куда более охотно…
А вот с личной жизнью у Веры Петровны все так и не сложилось. Да, у нее имелось много поклонников, чуть меньше друзей, близкие люди (с дочерью и зятем они жили вместе), но у нее было чуть ли не болезненное ощущение того, что вся она принадлежит народу, что должна служить именно ему.
После странной смерти зятя-ученого (он ушел из жизни добровольно), дочь Марецкой попала в клинику с тяжелым нервным расстройством. От всех этих переживаний и сама Вера Петровна почувствовала сильнейшие головные боли. Она старалась заглушить боль работой, но потом Завадскому и Плятту удалось совместными усилиями заставить Марецкую обратиться к врачу. Оказалось, что у великой актрисы рак мозга…
А далее были операции, бесплодные попытки Завадского спасти ее методом «театротерапии». Для Юрия Завадского Вера Марецкая всегда оставалась актрисой номер один.
Он ввел ее в спектакль «Странная миссис Сэвидж».
Тем временем Вера Петровна, измученная химиотерапиями, буквально на зубах вытаскивала эту роль.
Затем была вторая операция, короткое возвращение на сцену и снова больница.
Накануне 70-летия вышел указ о награждении Веры Петровны звездой Героя Труда. У нее уже отказывали ноги. Но — не приехать?! Нет! Она приехала. И даже произнесла речь. «С одного дубля», — шутя говорила потом. Измученная болезнью, Марецкая и в больнице продолжала работать. Она читала стихи русских поэтов, а сын записывал ее на магнитофон. Вскоре в той же Кунцевской больнице оказался и Завадский. По старой привычке они с Верой Петровной обменивались рисунками и приветами.
Умер Юрий Александрович в 1977 году, и первой об этом сообщили Марецкой. Спустя год, 17 августа 1978 года, из жизни ушла Вера Петровна… Похоронена в г. Москве на Новодевичьем кладбище.