В чем же заключается управление бизнес процессами и собственно что это такое?! Если не вдаваться в подробности, то управление бизнес процессами (Business Process Management) — это метод, позволяющий понять суть во взаимоотношениях процессов внутри компании и людей, взаимодействующих с ними. Если объяснить простыми словами — то это систематический подход, направленный на улучшение деятельности внутри компании и оптимизации внутренних процессов. Всего существует 3 основных этапа системы управления бизнес процессами:
- установка границ или выделение бизнес процессов;
- создание бизнес процессов;
- улучшение созданных процессов.
Этап 1. Разграничение бизнес процессов
Основная задача данного этапа – это определить поле деятельности. Допустим, что вы знаете все процессы вашей компании, но вот сможете ли вы корректно установить их границы, определить, где начало и где конец каждого из этих процессов? Не менее важно понимание на ком лежит ответственность за тот или другой процесс. Процессный подход во многом различается с функциональным, и, в зависимости от того, на сколько четко будут определены границы процессов, функции могут кардинально отличаться от процессов. Это означает, что зона ответственности руководителя компании либо отдела, к примеру, с большей долей вероятности измениться. На этом этапе выстраиваются «правила игры», определяется кто и как будет дальше работать над процессами.
Этап 2. Создание бизнес процессов
Это самый сложный и продолжительный этап в управлении процессами. Сначала нужно обучить всех участников правилам и нотациям создаваемого процесса. После чего, нужно описать все бизнес процессы, желательно во всех подробностях. Завершающий этап: измерить показатели процессов и приступить к их внедрению. Стоит понимать, что на данном этапе, главная задача – подготовить платформу для улучшений созданных процессов.
Этап 3. Улучшение бизнес процессов
Сначала следует подготовить команду, которая будет заниматься улучшениями, рассмотреть все варианты и возможности для улучшения процессов. Затем следует создание самого проекта. После получения результатов оптимизации бизнес процессов, нужно провести аудит. Этап улучшения процессов должен не прекращаться и постоянно охватывать все процессы компании, хотя-бы основные.
Итого, управление бизнес процессами – это метод, который дает возможность определить границы процессов, создавать бизнес процессы, внедрять и совершенствовать их на постоянной основе.