Летом 1917 года в Барселоне Пабло Пикассо работал над четырьмя картинами, используя для всех одинаковый набор материалов, включая семь пигментов, олифу, животный клей и холст. Все четыре картины хранились в доме семьи Пикассо до 1970 года, когда они были переданы в дар музею Пикассо в Барселоне.
В 2017 году выяснилось, что одна из картин «Hombre sentado» находится в худшем состоянии, чем три другие из этой серии. Специалисты списали это на плохие условия консервации и приняли решение о реставрации. Однако все же было решено исследовать причины ухудшения состояния полотна.
Четыре картины Пикассо 1917 года изучили на предмет взаимосвязи между материалом, использованным художником, и условиями хранения картин в дальнейшем. Использование разностороннего подхода и передовых технологий позволило ученым изучить каждый слой картины и получить информацию, невидимую невооруженным глазом.
Проведенный анализ показал, что Пикассо использовал масляные краски, которые содержали традиционное льняное, а также сафлоровое и подсолнечное масла. Кроме того, в одном случае оказалось, что художник экспериментировал с использованием полусинтетической краски, которая еще не была распространена в 1917 году. Пикассо писал на хлопковом холсте и наносил два грунтовых слоя из разных материалов.
Взаимодействие пигментов и различных основ для их смешивания могло сделать краски более подверженными разложению. То же самое наблюдалось в слоях под верхней пленкой краски: различия в толщине мазков, различное взаимодействие пигментов с маслами и другие незначительные различия могли вызывать разные реакции на схожие условия окружающей среды.
Изучение этого случая породило новые вопросы и идеи для дальнейших исследований. Ученые пытаются понять влияние возможной «миграции» материала между слоями краски и слоем грунта.