Сложно представить, что некогда символ Испании – фламенко – считался самими испанцами стилем, загрязняющим культуру их страны. Сегодня же нет такого человека, который бы мог представить себе Испанию без фламенко!
Происхождение слова «фламенко»
Существует несколько версий появления термина «фламенко». Первая, романтичная, связывает его происхождение с немецким глаголом «flammen», то есть «пылать». Доказательством тому служат танцевальные движения байлаоров (исполнителей фламенко), напоминающие пламя. А немецкие корни объясняются тем, что первыми носителями танца были цыганские племена, пришедшие в Испанию с севера – с германских земель.
Другая, реалистичная, версия тоже опирается на цыганское и фландрийское происхождение слова. Только в его основе лежит клинок, изготавливаемый во Фландрии. Этими ножами орудовали странствующие цыгане, переместившиеся из Германии в Испанию.
Вплоть до XIX века завораживающий страстный танец, исполняемый цыганами, не имел названия. Оно «приклеилось» к нему благодаря исполнителям-цыганам – выходцам из Фландрии.
Танец цыган
Много веков фламенко вбирал в себя черты и особенности разных культур: от арабских и индийских до пиренейских. Поскольку цыганский народподвергался гонениям, их танцы редко можно было увидеть. Любители, чье сердце не могло устоять перед изумительными звуками народной музыки, поднимались в горы в цыганские таборы или просили (за деньги) станцевать торговцев, заглянувших в город. Звуки цокающих каблуков заставляли пульсировать кровь, слияние музыки и движений захватывали дух и окутывали чувственным пламенем. Воздействие усиливали кастаньеты.
Однако долгое время считалось, что фламенко – это музыка низкого пошиба, под которую можно плакать в ресторане пьяному кабальеро. Постепенно Испания заполнялась аргентинской музыкой и джазом, а фламенко уходил с исторических подмостков.
Возрождение забытой традиции
Толчком к возрождению национального достояния стало творчество и общественная деятельность Федерико Гарсиа Лорки. Он посвятил много времени изучению фламенко, собирал материал о нем и делился своими записями, проводя лекции для испанцев.
Лорка убеждал людей в уникальности стиля, заново открывал народу его красоту и особенности. Жизнь поэта оборвали жандармы, но ему удалось «легализовать» культурное направление, называемое «фламенко», без которого сегодня сложно представить Испанию.