Психолог, воспитавший шимпанзе как собственного ребенка

31.05.201822:30

Когда психолог Уинтроп Келлогг был аспирантом, его очень интересовала тема феральных детей (растущих в дикой природе, подобно Маугли). В то время уже были задокументированы случаи, когда такие дети, попав к людям, не смогли приспособиться к жизни в человеческой цивилизации. Келлогг захотел как можно глубже изучить то, что происходит в сознании и развитии ребенка, воспитываемого как другой вид.

В частности Келлогг был заинтересован умственными способностями феральных детей. Раньше предполагалось, что они рождались с низким уровнем интеллекта, но ученый утверждал, что такого не может быть – иначе они бы просто не выжили. Также он считал, что именно в раннем детстве происходит основное формирование навыков человека или животного, и пытался доказать это.

Поскольку воспитание малыша в дикой среде и тайное наблюдение за ним было бы не совсем этичным, Келлогг решил поступить противоположным образом – вырастить шимпанзе вместе с человеческим отпрыском. Конечно, уже были попытки научить шимпанзе человеческому языку, но они потерпели неудачу. Ученый не собирался ограничиваться только этим, да и рабочим временем тоже: он решил воспитать шимпанзе вместе со своим 10-месячным сыном Дональдом.

Келлогг и его жена Луэлла взяли домой самку шимпанзе по имени Гуа, которой было около семи месяцев. Она стала частью их семьи на все 24 часа в сутки. Ее одевали, кормили и играли с ней, как с человеком. Келлогги относились к ней, как еще одному ребенку.

В течение девяти месяцев они работали с Гуа и Дональдом и регулярно давали им серию тестов, с помощью которых измеряли их развитие. От памяти и рефлексов до игрового поведения, послушания, языковых навыков и внимания – каждый аспект их воспитания тщательно и подробно измерялся.

Супруги подошли к делу очень дотошно. Они даже описали разницу в звуках при стуке ложки о голову их сына и шимпанзе. Как-никак, это были 1930-е годы.

Их результаты оказались интригующими. Гуа так и не овладела языком, но детский лепет Дональда стал довольно необычным. Ведь он пытался подражать звукам своей «сестры». Сначала он просто имитировал ее. Позже он начал «ворчать» и лаять, пытаясь общаться так же, как она.

Гуа превзошла своего человеческого «брата» во многих отношениях. Она раньше него научилась есть и лучше решала различные задачки. Она играла ведущую роль в исследовании новых мест и объектов. Речевые и языковые навыки – правильная речь и формирование слов – были единственными вещами, которые Дональд усвоил быстрее.

Непонятно, почему Келлогг закончил эксперимент. Однако есть несколько предположений. Гуа опережала Дональда не только в умственном, но и в физическом развитии. Возможно, ученый боялся, что она станет слишком сильной, чтобы играть с малышом. Также он мог опасаться того, что развитие Дональда затормозится, ведь шимпанзе повлияла на него больше, чем он на нее. Действительно очень странный эксперимент.

Реклама

Психолог, воспитавший шимпанзе как собственного ребенка
Для любых предложений по сайту: [email protected]