Гонконг — это огромный город, в котором живет более 7,4 миллиона человек. Он уже давно занимает первое место по ожидаемой продолжительности жизни, и считается лидером по количеству небоскребов. Именно об архитектуре этого города пойдет речь в этой статье. Если вам удалось побывать в Гонконге или хотя бы увидеть фотографии этого города, вы могли заметить, что посередине некоторых домов там есть большие отверстия. Например, такая отличительная особенность имеется у жилого комплекса Рипалс-Бей (Repulse Bay), который был построен в 1986 году и на сегодняшний день является очень популярным среди богачей местом. Существует легенда, что «дыры» в зданиях Гонконга были сделаны для того, чтобы через них могли пролетать драконы, которые пользуются в Китае большим уважением. Это интересная версия, однако, у этих отверстий есть и более приближенная к реальности функция.
Необычная архитектура Гонконга
Рассмотрим это архитектурное явление на примере упомянутого чуть выше жилого дома Рипалс-Бей. Он был построен в 1980-е годы за 38 миллионов долларов на месте одноименного отеля. Огромное сооружение имеет жилую площадь 88 733 квадратных метра и «дыру» посередине, ширина которой составляет 16 метров, а высота равна 24 метрам.
Наличие огромного отверстия посередине здания может показаться очень странным решением. Подумайте сами — это пустое пространство можно было использовать для строительства еще нескольких десятков жилых помещений. Но у строителей было как минимум две веские причины оставить пространство посередине пустым.
Дом в Гонконге с проходом для драконов
Посмотрите на место, на котором стоит дом Рипалс-Бей. Сзади него располагаются горы, а спереди находится вода. Жители Гонконга уважают древние легенды и очень суеверны. Считается, что в этих горах живут духи древних драконов — мифических существ, которые с давних времен являются символами власти, богатства и мудрости. Этим духам, как и живым существам, нужен доступ к воде, а огромное здание могло бы перекрыть к ней доступ. Поэтому строители и оставили в нем отверстие.
Для нас настолько серьезная вера в легенду может показаться странной. Но в Китае с этим все строго — если бы отверстия не было, люди бы считали, что перекрыв доступ к воде, они бы разозлили драконов и навлекли беду. Конечно, есть люди, которые не верят в эту легенду, но отсутствие прохода для драконов все равно могло бы отпугнуть многих потенциальных покупателей жилых помещений в Рипалс-Бей.
Местные жители верят, что в горах обитает семья драконов, и мать-дракон каждое утро берет своих детей к морю, чтобы купаться в прохладных голубых водах. Чтобы не злить семейство драконов и не навлечь на дом несчастье, существует легенда, что «дыра» была устроена так, чтобы они могли пройти сквозь здание, — объяснил Мартин Сойер (Martyn Sawyer), директор сети отелей Гонконга и Шанхая.
Однако, вера в духов драконов — это не единственная причина наличия дыр в домах Гонконга. В середине 1980-х годов в городе началось активное строительство жилых сооружений и расстояние между ними была минимальной. В результате этого, дома в Гонконге начали напоминать огромные стены. Местные жители начали жаловаться, что они блокируют вид и мешают естественной вентиляции. Жилье приносило очень большой доход и меньше строить их не начали — проблему решили, делая отверстие посередине некоторых зданий.
Почему небоскребы не падают от ветра
Вдобавок к этому, отверстия посередине небоскребов уменьшают ветровую нагрузку. В случае, если возникнет ураган, эти здания точно уцелеют и даже не будут шататься. Но в целом, небоскребы и так хорошо защищены от ветра и падения. Внизу каждого высотного здания имеется шестиугольное цементное основание, на которое опираются все конструкции сооружения. Также некоторые небоскребы оснащены инерционным демпфером — это подвешенный на верхнем этаже многотонный шар, который снижает частоту колебаний при сильном ветре и землетрясениях. Подробнее о том, почему небоскребы не падают, мы рассказывали в этом материале.
Также в Гонконге находится один из самых длинных мостов в мире — он соединяет город с районами Чжухай и Макао. Длина этого моста составляет 55 километров и он состоит из шести полос для автомобилей. О других рекордно длинных мостах мира вы можете почитать тут.