17 декабря 1903 года, Орвилл Райт впервые взлетел на высоту 6 метров над землей на первом прототипе самолета. Действо происходило на пляже, открытом ветрам в Северной Каролине. Полет, протяженностью 36,6 метров длился 12 секунд. Другие три попытки полета были совершены в тот же день с братом Орвилла — Уилбуром. Тогда же, они и установили рекорд длительностью в 59 секунд, пролетев на расстояние 259,7 метров.
Братья начали свои эксперименты с полетами в 1896 году, в их велосипедном магазине, расположенном в Дейтоне, штат Огайо. В качестве «аэродрома» Райт выбрали пляж в Китти-Хок, из-за постоянных ветров, которые помогали подняться их самолету. В 1902 братья пришли на пляж с планером и провели больее 700 успешных полетов.
После первого успешного свободного полета, следующим шагом было – организовать полет с двигателем. Братья Райт знали, что ни один автопроизводитель не мог предоставить им двигатель, который одновременно был бы легким и достаточно мощным, чтобы удовлетворить их запросы. Таким образом, братья спроектировали и построили их собственный. Все усилия, эксперименты, инновации в итоге дали нужный результат и уже в декабре Орвилл и Уилбур взмахнули в небо, навсегда изменив этим ход истории. Братья заранее оповестили несколько газет об их намерениях осуществить исторический полет, но только один местный журнал сделал заметку об этом.
Условия для полета 17 декабря были идеальными, дул непрерывный северный ветер. Примерно в 10:30 Орвилл Райт лег на крыло самолета в подготовке запустить двигатель и записать себя в историю мировой авиации. Его дневник рассказывает:
«Когда мы проснулись, ветер дул с севера со скоростью 32-40 км/час. Мы достали самолет рано и дали сигнал мужчинам на станции. Перед тем, как мы полностью закончили приготовления, прибыли Джон Т. Дэниелс, Уилл Дуг, Адам Этэридж, У. С. Бринкли из Мантэо и Джонни Мур из Нагс Хэд, Северной Каролины.
После запуска двигателя и пропеллеров нужно было несколько минут, чтобы привести их в рабочее состояние. Я успешно запустил механизм с первого раза в 10:35. Ветер, по нашим анемометрам в то время был чуть больше 32 км/час и 43 км/час в соответствии с государственным анемометром в Китти-Хок. Скользя по веревке, самолет начал набирать скорость 12-13 км/час. Машина оторвалась от площадки, когда достигла четвертой перекладины. Мистер Дениелз сфотографировал ее как раз в момент отрыва от земли."
«Управление передним рулем мне показалось сложным из-за его колебаний, он был слишком близко расположен к центру и, таким образом, норовил поворачиваться сам, когда мы взлетали. Так что руль сначала слишком заворачивался в одну сторону, потом в другую. Как результат аппарат сначала резко поднимался примерно на 3 метра и также резко с поворотом руля опускался вниз. Полет продолжался 12 секунд (время не точное, так как часы приостанавливались). Рычаг для запуска двигателя был сломан, и тормоз под рулем треснул. После 20-минутной починки Уилл сделал вторую попытку в 11-00.
Полет был похож на мой – то вверх то вниз, но продолжался немного дольше над землей, и был примерно таким же по времени. Расстояние около 53 метров. Скорость ветра не очень сильная.
С помощью мужчин, которые были на станции, мы взяли самолет и отнесли его опять к старту. Примерно без двадцати двенадцать я сделал третью попытку. Пролетев такую же дистанцию как Уилл, я столкнулся с сильным порывом ветра с лева, который поднял левое крыло, резко перевернул машину вправо. Я тотчас же вывернул руль, чтобы посадить и закончить полет. Мы были очень удивлены, когда достигли земли: левое крыло ударилось первым, это показало, что боковое управление машиной более результативно, чем в предыдущие разы. Во время его поворота в сторону самолет взлетел на высоту от 3,5 до 4,2 метров.»
«Примерно в 12 часов Уилл стартовал с четвертой и последней попыткой. Аппарат летел с подъемами и спусками, как и раньше, но со временем Уилл пролетел 90 или 120 метров и стал управлять самолетом лучше и даже боле менее ровно. Все продолжалось в том же духе, пока аппарат, пролетев 243 метров от начала старта, не начал терять высоту и стрелой помчался вниз.
Передняя рама руля была сильно разбита, но основная рама не пострадала вовсе. Расстояние над землей в 259,7 метра было пройдено за 59 секунд. Обороты двигателя составили 1071 раз, но они включали несколько секунд старта и около полсекунды после посадки. Вибрация при посадке приостановила счетчик на машине, так что у нас был не точный рекорд в 1071 оборотов. Уилл сделал фото моего третьего полета, перед тем как порыв ветра ударил меня. Машина взлетала успешно при каждой попытке, и хвост ни разу не тронулся земли.»
«Мы сняли руль и отнесли самолет назад в лагерь. Поставили машину несколько метров западнее от здания и обсуждали последний полет, когда внезапный порыв ветра подхватил машину и начал ее кружить. Все бросились останавливать ее. Уилл, который стоял с одного края побежал вперед, но слишком поздно, чтобы все уладить. Мистер Дэниелс и я схватили лонжероны, но все без толку. Машина перевернулась на нас. Мистер Дэниелс, не имея опыта управляться с такого рода машинами, повесился на нее изнутри, и, как результат, был сбит и перевернут несколько раз. Он спасся чудом, так как был в середине вместе с двигателем и цепями. Ножки двигателя были отломаны, цепи – сильно запутаны, согнут ряд подпорок, и почти все задние концы нервюр были повреждены. Также, был сломан один лонжерон.
После обеда мы отправились в Китти Хок, чтобы отправить телеграмму М. Уайлу, там мы позвали капитана и мистера Хоббса, доктора Когсвелла и мужчин со станции.»