Туризм зачастую является важным сектором экономики города, региона или страны. Это объясняется формированием доходов, налогов, рынком товаров и услуг, а также появлением рабочих мест, напрямую связанных с притоком туристов в то или иное место.
Туристы часто посещают уникальные объекты, которые являются забытыми местными сообществами, и благодаря этому идет поступление финансов на развитие и восстановление исторических и архитектурных достопримечательностей. Однако туризм может оказывать негативное влияние, особенно в районах, где число туристов превышает имеющиеся возможности.
Определение
Овертуризм можно описать как ситуацию, когда в город или страну приезжает слишком много туристов. Однако «слишком много» — это относительное определение и зависит от конкретного региона. Об овертуризме говорят тогда, когда число посетителей превышает количество средств размещения и других важных объектов. Кроме того, качество жизни местного населения в этом месте заметно ухудшается.
По данным Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), число туристов, посещающих другие страны, будет расти примерно на 3,3% в год, до более чем 1,8 миллиарда посещений ежегодно с 2010 по 2030 год. Учитывая данную статистику, овертуризм в некоторых частях мира просто неизбежен, хотя причины везде разные. Парадокс заключается в том, что большинство правительств государств и субъектов определяет успех туристической отрасли числом приезжающих в регион: чем туристов больше, тем индустрия успешнее. Как правило, все стараются привлечь больше туристов, а не ограничить въезд в страну.
Где столкнулись с этой проблемой?
Туризм быстро становится серьезной проблемой во многих популярных дестинациях по всему миру. Особенно в таких местах, как Барселона (Испания), Венеция (Италия), Амстердам (Нидерланды), Киото (Япония) и Нью-Йорк (США).
В 2010 году Исландию посетили всего 500 тысяч туристов, но сейчас страну ежегодно посещают более 2 миллионов человек. Амстердам — небольшой город с населением около миллиона жителей, но принимает около 15 миллионов посетителей ежегодно. В список других городов, которые страдают от чрезмерного количества туристов, входят Париж (Франция), Копенгаген (Дания) и Берлин (Германия).
Последствия
Потенциальные выгоды туризма очевидны. Однако негативные экологические и социокультурные последствия туризма становятся не менее очевидными, что и привело к появлению термина и привели к развитию термина «овертуризм».
Главные последствия:
- увеличение трафика на дорогах и заторов;
- переполненность историко-культурных и природных достопримечательностей;
- ухудшение экологической ситуации;
- обесценивание культурных богатств;
- миграция местного населения.
Пути решения проблемы
Только ответственные решения в сфере туризма и отдыха способны предотвратить ситуацию овертуризма. Это касается не только политики государства, но и действий самих туристов. Важно понимать, что вторжение в чужую культуру и территорию не должно оказывать негативного воздействия на устоявшуюся среду.
Турагентства и руководители культурных учреждений могут разрабатывать предложения и туры, которые поспособствуют снижению количества туристов в высокий сезон и привлекут их в более низкий.