Экстравагантный предприниматель, глава Tesla Inc. Илон Рив Маск через собственный Твиттер-аккаунт объявил о полном и окончательном банкротстве самого главного своего детища. Причём посвятил этому сразу несколько твитов, один из которых являл собой полноценное фотографическое доказательство.
Такое сенсационное саморазоблачение вызвало настоящий ажиотаж в мировых СМИ, несмотря на выходной день. Мнения по поводу самой горячей новости апреля резко разделились. Одни сочли её первоапрельской шуткой, другие нашли несколько доказательств её подлинности.
Конечно, первым делом заслуживает внимания главный биржевой барометр – курс акций tesla. Там всё не радужно, хотя и не катастрофично.
Незадолго до этого агентство Moody’s Investors Service понизило кредитный рейтинг облигаций компании до Саа1 – уровня высокорискового, почти что «мусорного», – сославшись на сочетание производственных проблем и растущих обязательств, которые могут потребовать экстренного увеличения капитала более чем на 2 млрд долл., чтобы избежать нехватки оборотных средств.
Основная трудность для автопроизводителя в настоящее время заключается в хроническом отставании от графика поставок Tesla Model 3. По изначальному плану, ещё в прошлом году выпуск этого бюджетного седана должен был выйти на уровень 5 тыс. машин в неделю. Последняя доступная финансовая отчётность показывает, что компания страшно далека от этого.
И оперативные данные свидетельствуют, что даже к концу минувшего квартала производство не достигло и 25% заявленной цели, поднявшись в лучшем случае до отметки чуть менее 1,2 тыс. электрокаров в неделю. Теперь в компании говорят, что целевой уровень будет достигнут ближе к концу года.
Кроме того, Tesla Inc. буквально сжигает деньги. По подсчётам Bloomberg, в минувшем году компания тратила деньги со скоростью 8 тыс. долл. в минуту. Такими темпами вся её свободная наличность иссякнет самое позднее к августу. И с учётом понижения кредитного рейтинга, долговое финансирование смотрится пока что крайне проблематичным. Кстати сказать, с момента выхода на биржу в 2010 году компания Илона Маска потратила уже более 10 млрд долл., что необычайно много для публичной компании подобного размера.
Во многом из-за этого в Tesla разочаровались некоторые ключевые инвесторы. Так, уже трое из десяти крупнейших акционеров недавно сократили свое присутствие в уставном капитале компании, о чём свидетельствует последняя опубликованная квартальная отчётность. В частности, Fidelity Investments, которая является вторым по величине собственником после самого Илона Маска, за последние три квартала 2017 года почти втрое уменьшила свою долю в tesla.
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов негативный эффект недавнего дорожного инцидента. Национальный совет по безопасности на транспорте #США расследует фатальную катастрофу Tesla Model X, которая произошла 23 марта около Mountain View. Сама компания прозрачно намекнула на вину водителя, который якобы убрал руки с руля и не реагировал на неоднократные сигналы тревоги от автопилота. Но в NTSB выразили недовольство преждевременным раскрытием этой информации, сообщив, что продолжат расследование всех аспектов данной аварии. И сверх того Tesla Inc. отозвала в конце минувшей недели все 123 тыс. автомобилей Model S, построенных до апреля 2016 года, для модернизации компонента рулевого управления, что также влетит ей в копеечку.
Что же остаётся в активе у самого распиаренного производителя электрокаров? Огромная армия преданных фанатов, готовых спешно оплачивать предзаказы на новинки, а затем годами ждать воплощения мечты. Но это всё же довольно ограниченный ресурс: сколь бы ни была бесконечна человеческая глупость, однако деньги даже у самых богатых глупцов заканчиваются быстро. И обобрать их по второму-третьему разу едва ли получится.
В общем, вопрос уже встал ребром. За ближайшие три-четыре месяца Tesla Inc. придется либо начать зарабатывать, либо оказаться под угрозой банкротства – уже совершенно реального, а не первоапрельского. Ибо сколько же можно выезжать на пиаре и фанатах?