Пазлы (от англ. «pazzle» − «головоломка») создал член географического сообщества, англичанин Джон Спилсбери в 1761 году. Мужчине захотелось наклеить на основу, изготовленную из дерева, карту Уэльса и Англии, а после разрезать ее на куски. Полученные части смешали и предложили сложить детям во время урока географии. Немного позже такая методика обучения перекинулась и на другие предметы. А потом разрезанные картинки очутились в светских салонах.
Разрезанные Спилсбери карты стали основой для создания пазлов на географическую тематику. Продавать их начали в 1766 году. Одна из картинок тех времен сейчас представлена среди экспонатов Британского музея.
Первые картографические головоломки часто становились мучением для тех, кто начинал их собирать. Состыковывались части плохо, а одно неточное движение сводило к нулю всю работу, и ее приходилось начинать заново. Игра не сопровождалась целостным изображением, поэтому догадываться, что и куда нужно размещать, было непросто. Ориентиром служило название. Стоила такая забава прилично, потому была недоступна простым людям.
Складные картинки стали доступнее потребителям только в XIX веке, когда американцы научились штамповать изображения на картоне. Картонные головоломки с черно-белыми картинками стоили меньше и постепенно вытеснили из продажи деревянные.
В ХХ веке к пазлам пришла настоящая слава. Из детской игрушки они превратились в развлечение для взрослых. Особую роль в их истории сыграла компания Parker Brothers, придумавшая коллекцию с названием «Досуг». Кусочки пазлов, на которых вместо надоевших карт появились репродукции картин, стали фигурными, легко состыковывающимися друг с другом. Картон перестал быть диковинкой, и пазлы стали еще дешевле.
Американцы «полюбили» пазлы с приходом Великой депрессии. Несмотря на огромное количество безработных, выручка от продаж головоломок в Америке ежедневно достигала 10 миллионов долларов.
В 1932 году увлечение сбором картинок достигло невероятных масштабов. Производителям пришла в голову интересная идея: каждую неделю устраивать конкурс со сбором тематических головоломок. Имена победителей публиковались в воскресных газетах. Первые еженедельные пазлы тиражировались в количестве 12 тысяч экземпляров, а позже число коробок достигало 100 и 200 тысяч за тот же период времени.
Постепенно интерес к игре утих. В 1950 году вспомнить о ней заставила компания Ravensburger, Германия. Любители пазлов получили наборы из 1000 и даже 5000 кусочков.
Даже в XXI веке пазлы еще пользуются спросом. Только собирают их теперь в интернете. Всемирная паутина предлагает разнообразнейшие вариации головоломки, отличающиеся не только изображением или количеством кусочков, но и формой, принципом сбора. И с каждым днем у этой игры становится все больше поклонников.
Сейчас из картонных кусочков можно собрать практически все: от изображения мультяшных героев до собственных фотографий. Тематика разрезанных на кусочки картинок разнообразна, а собирать их, в зависимости от размера, могут не только взрослые, но и малыши.