Термин «секта» происходит от слов «школа» и «учение», «следую», «понятие». Обозначается им религиозная группа, участники которой отделяются от основного направления или оказывают ему своеобразное противостояние.
Во главе секты стоит учитель или основатель. Любая подобная организация исповедует свое учение и имеет свою практику, отличающиеся от традиционной церкви и общепринятой идеологии.
Древнегреческое «secta» созвучно со словом «ересь». И именно это определение как нельзя лучше характеризует многие организации, именуемые сектами, а также тех, кто попал в их сети. Превращение человека в сектанта происходит в несколько этапов.
Первый этап: избавление от прежней личности
Новоиспеченный неофит не лишится своей личности, если сохранит имеющееся представление о реальности. Только уничтожение привычного с ранних лет понимания, что хорошо и что плохо, а также угнетение защитных психологических механизмов приводит к полному подчинению «новобранца».
Существует несколько способов «борьбы» с реальностью:
- изменение привычного режима питания и меню;
- уменьшение продолжительности сна;
- постоянное посещение проповедей и исповедей;
- изоляция от привычного круга общения путем перемещения новообращенного в учебные центры и летние лагери.
Обычно все эти методы комбинируются и самостоятельно не используются.
Соблюдение постов и сознательно принятое голодание, чередующиеся с чрезмерной физической нагрузкой, постепенно вызывают у человека сенсорную депривацию, то есть снижение чувствительности.
У некоторых людей, столкнувшихся с сектантским образом жизни, напротив, происходит информационная перегрузка, спровоцированная получением излишнего количества информации. Постоянно голодный и хронически не выспающийся неофит постепенно утрачивает способность, а затем и желание анализировать происходящее.
Во время молитв звучат слова о том, как важно уважать бога и постоянно молиться ему, ведь в этом кроется путь к спасению души. Тренеры и проповедники, вещающие со сцен и алтарей, дают противоречивую информацию, содержащую искаженные факты.
Обычные люди, прочитав литературу секты, посчитают сказанное в ней бредом. Но неофит, постоянно контролируемый действующими членами секты, утрачивает способность мыслить критически. Когда заведомо перекрученная информация нормально воспринимается группой людей, он старается не показаться странным на общем фоне.
Подчиненный поведению и мышлению секты человек становится легкой добычей сектантского гуру и его приспешников. Его полный переход в состав секты стремительно приближается. Наставник, в свою очередь, используя технологии моделирования успешности, а порой и гипноз, убеждает его в том, что от посещения тренингов отказываются одержимые и хронические неудачники.
Под воздействием всех перечисленных методов неофит подчиняется учителю, а тот внушает «ученику» мысли о его порочности, несостоятельности, слабости. В сознание проникает мысль, что самостоятельно избавиться от проблем без поддержки «братьев и сестер» нереально. Нередко в сектах практикуется унижение людей на глазах у других. Когда психика неофита подчиняется «поводырю», начинается второй этап.
Второй этап: лепка новой личности
Утративший свое «Я» человек получает новое обличье, более подходящее секте. Он начинает с благоговением служить гуру и действовать во благо секты. Внедрение новой личности происходит на проповедях, семинарах, лекциях. Изучение литературы, просмотр тематического видео и даже «неформальное» общение с другими участниками оказывают тот же эффект.
Участники семинаров часто погружаются в транс, во время которого сознание практически «отключается». С находящимися в трансе людьми разговаривают медленно, монотонно, повторяя по несколько раз одни и те же слова, убеждающие во враждебности окружающего мира и тех, кто не обращен в веру.
Адептов стимулируют к избавлению от старых привычек и ценностей, ведь они мешают его духовному росту и развитию. Человек не находящийся в полном распоряжении секты, информацию получает дозировано. Как только происходят серьезные изменения в его сознании, начинается более жесткая, серьезная обработка, усиление которой происходит постоянно.
Новая личность внедряется быстрее при демонстрации развития сверхестественных способностей у действующих членов общины. На собраниях происходят заранее отрепетированные «чудеса», например, обретение способности ходить, рассказ о жизни «незнакомого» человека (на самом деле информацию о нем тайно собрали заранее).
На неофита также действуют отдельные члены секты, состоящие в ней давно. У сектантов принято собираться вместе для обсуждения достигнутых «успехов» и совместного чтения книг. Это стимулирует у новообращенного желание побыстрее сблизиться с ними. Он начинает активно принимать участие в чтениях, обсуждениях, а после — в привлечении новых людей в ряды общины.
Третий этап: «укоренение» измененного сознания
После внедрения новой личности в человека, принявшего ценности секты, следует ее закрепление. Это делается так, чтобы сектант перестал воспринимать чужую критику в свой адрес, а весь ранее накопленный опыт искажают или сводят на «нет». Родственников и друзей позиционируют как врагов, а привычное переходит в разряд греховного и ненужного. Все делается так, чтобы у человека исчезло любое желание вернуть прежнюю жизнь.
Многие неофиты получают новые имена и прозвища. Часто их просят сменить стиль одежды, прическу, заставляют разговаривать на определенном языке. Есть секты, в которых происходит отречение от материальных благ. Таким образом, их участники становятся финансово и морально зависимыми от общины.