Интересные факты о Дэвиде Хокни — самом дорогом художнике современности

05.02.202112:40

Живописец, график, фотограф, сценограф, живой классик британского искусства Дэвид Хокни (David Hockney, р. 9.07.1937) почти 60 из своих восьмидесяти лет потратил на то, чтобы построить свой счастливый мир при помощи кисти и холста. Его картину с бассейном вы, наверное, видели не раз. Яркие краски, много солнца и голые мужики – его картины довольно полно показывают сам характер Хокни.

Самый дорогой художник из ныне живущих

В 2018 году картина Хокни «Портрет художника: Бассейн с двумя фигурами» была продана на аукционе за 90 миллионов долларов. Она стала самой дорогой картиной живого художника, ушедшей с аукциона.

Д. Хокни. Портрет художника (Бассейн и два силуэта). 1971. Холст, акрил.

Хокни — главный герой арт-года. Калифорнийские бассейны, пейзажи, портреты, оптические эксперименты — более 160 работ показывает парижский Центр Помпиду. До этого обширную ретроспективу подготовила Tate Britain, RA (Королевская Академия искусств в Лондоне) организовала выставку его портретов. Его называют самым влиятельным британским художником (20 тыс. билетов на выставку Хокни в Тейт были распроданы еще до открытия — рекордный показатель для галереи).

Его вдохновил отец

Хокни — сын бухгалтера из Брэдфорда. Отец Хокни был британским клерком, но очень эксцентричным – носил по 2 пары часов, яркие костюмы и угорал по СССР. В свободное от службы время он посещал вечерние курсы в местной художественной школе и, сочувствуя коммунистам, одевался в духе кубинского лидера Фиделя Кастро. Он научил Дэвида не бояться выделяться из толпы. Подражавший отцу Дэвид в том же сэконд-хэнде покупал вещи «под русского крестьянина», за что получил прозвище «Борис». Мать — Лаура Хокни — была вегетарианкой (редкость в то время) и методисткой, воспитывала детей в религиозном духе. Вот их семейный портрет:

Скандал в Королевском колледже искусств

Хокни отказался писать дипломную работу, заявив, что художника можно оценивать только по его работам. Администрация пригрозила, что не выдаст ему бумагу об окончании. Студент в знак протеста нарисовал скетч под названием «Дипломная работа» (The Diploma). Учитывая растущую уже в то время популярность Хокни, после скандала художник все-таки получил диплом.

Сказки

В 1960-х Хокни работал как иллюстратор. По словам Хокни, он прочел все 350 сказок братьев Гримм. 39 офортов на медных пластинках были выполнены для шести из них: «Рапунцель», «Птица-найденыш», «Старый Ринкранк», «Маленький морской заяц», «О том, кто ходил страху учиться» и «Румпельштильцхен». Художник использовал старую и достаточно изощренную технику акватинты для того, чтобы добиться глубокого черного цвета.

Мальчик в рыбе. Офорт. Акватинта. 1969-70.

Дэвид Хокни – открытый гей

Говорит, что всегда это знал и никогда не скрывал, хотя во времена его молодости это было запретной темой. Еще в 60-х он начал писать картины с темами однополой любви и голыми парнями:

Загорающий, 1966 г.

Калифорния и мужская красота

В Калифорнии Хокни прожил 30 лет, впервые приехав сюда в 1964 году. «Калифорния по-настоящему потрясла меня… Где-то в глубине себя я уже знал, что полюблю ее. Когда мой самолет пролетал над Сан-Бернардино, и я увидел бассейны и дома, и солнце — это взволновало меня больше, чем какой-либо другой город… Я никогда не видел таких домов». В Лос-Анджелесе Хокни начал писать натуралистичные произведения: на них были души и бассейны с прозрачной голубой водой, тропическая растительность и, конечно, мужские фигуры. В качестве набросков Хокни начал использовать полароидные снимки. Музой и любовником художника стал Питер Шлезингер, с которым он познакомился в 1966 году. В Калифорнии созданы знаковые работы: «Большой всплеск», «Калифорнийский коллекционер», «Питер вылезает из бассейна Ника», «Политая лужайка» и др.

Питер вылезает из бассейна Ника. 1966. Коллекция Walker Art Gallery, Liverpool.

Хокни дружил с Уорхолом

Но недолго, потому что Хокни не хотел жить в Нью-Йорке и почти все время проводил в солнечной Калифорнии.

Фото: christies.com

Восемь раз на выставке Пикассо

В 80-х Дэвид Хокни делал фотоколлажи, которые называл joiners (англ. «столяры»). Множество полароидных снимков одного и того же объекта художник разрезал на куски и воссоздавал первоначальное изображение уже в виде коллажа. Иногда фото могли делаться в разное время или с разного ракурса, что создавало ощущение «динамики изменений». Работы Хокни, выполненные в технике фотомонтажа, сравнивают с кубизмом, учитывая интерес художника к данному направлению: в 1960 году Хокни, по собственным воспоминаниям, восемь раз посетил выставку Пикассо в галерее Тейт. В 1985 году Дэвид Хокни сотрудничал с Vogue и даже сделал портрет Селии Биртвел в технике коллажа для обложки журнала. Хокни утверждает, что кубизм так и не получил должного развития, поскольку подавляющее большинство воспринимает его лишь как стиль, не более.

Портрет матери. Август 1985. Фотомонтаж.

Тезис Хокни-Фалько

В 2001 году Дэвид Хокни вместе с физиком Чарльзом М. Фалько (р. 1948), специалистом в области оптики тонких пленок, выдвинули теорию, которая впоследствии получила название «гипотеза Хокни-Фалько». Суть гипотезы была в том, что прогресс, достигнутый в западноевропейской реалистичной живописи с началом Ренессанса вызван исключительно техническим прогрессом (появлением камеры-обскура, камеры-люцида и сферических зеркал), а не эволюцией мастерства и талантом живописцев. Хокни опубликовал книгу «Тайное знание: восстановление утраченных техник старых мастеров» (англ. Secret Knowledge: Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters, 2001).

Модель с незавершенным автопортретом. 1977

Смерть таксы

После смерти любимой таксы Стэнли в 2004 году Хокни вернулся в Йоркшир и стал писать йоркширские пейзажи, мысленно возвращаясь назад в солнечные края. «Простая смена времен года становится чем-­то особенным для того, кто долго жил в Калифорнии». Оранжевые стволы, едко­-зеленая трава, фиолетовая земля, ярко­-бирюзовые деревья… Это полотно Хокни «Зимний лес» (2009). Британские тусклые кусты и травы предстают в пышном цвету, поля залиты солнцем — живопись в духе Ван Гога и примитивистов.

Woldgate Woods. 2006. 6 на 9 метров.

«Сборные» полотна

Многие картины Хокни имеют гигантские размеры, составлены они могут быть из 6, 15, 32, 60 (!) холстов. Например, «Приход весны в Волдгейте», Восточный Йоркшир, 2011, достигает более 3 метров в высоту и 10 в длину. Все это для того, чтобы зритель мог «войти в пейзаж, ощутить себя внутри». Cвою самую большую картину — Bigger Trees Near Warter (4,6 на 12 метров) — Хокни подарил лондонской Tate. Дэвид Хокни также автор шестиметрового витража Вестминстерского аббатства.

Bigger Trees Near Warter

С сигаретой в зубах

Хокни — курильщик с огромным стажем, chain smoker, как говорят англичане. Активно выступал за отмену запрета на курение в пабах, утверждая, что это «уничтожит богемную жизнь».

Сколько стоят картины Дэвида Хокни?

«Портрет художника: Бассейн с двумя фигурами» продали за 5,6 млрд рублей, но это не единственная дорогая работа художника. Картина Дэвида Хокни «Всплеск» продана на аукционе Sotheby’s в Лондоне за £23,1 млн (1,8 млрд рублей). Сейчас, говорят, цена возросла в 3 раза.

«Большой всплеск» — масштабная картина в стиле поп-арт, созданная британским художником Дэвидом Хокни в 1967 году, имеющая размеры 242,5 на 243,9 см

Реклама

Интересные факты о Дэвиде Хокни — самом дорогом художнике современности
Для любых предложений по сайту: [email protected]