Психология — наука о человеческой душе, развивается во всех сферах человеческой жизни. Интерьер дома может определить наше мировоззрение, интересы. Когда мы в доме или в комнате создаем интерьер, подсознательно мы действуем из соображения собственной комфортабельности. Выбор индивидуальный.
В психологии каждое помещение делится на несколько зон, а по тому, где любит находиться человек, делают выводы о его характере. Вдоль стен комнаты, не доходя до углов, располагается социальная сфера. Люди, которым комфортнее в этом пространстве, делают смыслом жизни карьеру. Для них очень важен социальный статус, материальные блага и деловые контакты. Интимная зона располагается в углах и по центру помещения. Человек, проводящий в этих местах свое время, ориентируется по жизни только собственными интересами. Часто он обладает отличной фантазией и становится профессионалом какой-то узкой специализации. Остальное пространство комнаты относится к личностной зоне. Она указывает на внутренний душевный комфорт. Таким людям важна поддержка близких людей, а на первое место в жизни они ставят любовь и дружбу.
Психологи всех делят на 4 типа, которым присущи только отдельные критерии:
Аудиал
Они всегда выбирают какой-то конкретный стиль интерьера. Из-за хорошо развитого слуха, аудиалы декорируют помещение звучащими предметами. Цветовую гамму они предпочитают классических расцветок: бежевую, серую, коричневую или серебристую.
Визуал
Они ориентируются на зрительные образы, подбирая эксклюзивные предметы декора. Все должно быть ярким, шикарным, авторским, насыщенных оттенков. К ним относятся золотые, желтые, красные, перламутровые цвета.
Кинестетик
Такие люди мешают несколько стилей в своем интерьере, и все зависит только от их настроения.
Интуитивный
Интуитивный тип личности. Для них особой роли не играет, какие предметы декора будут в пространстве, но если они решаются на изменения, то подходят к этому творчески. Могут приобрести оригинальную мебель, но тона предпочтут пастельные, белые, серые. Атмосфера должна быть тихой и спокойной.
Психологические аспекты способны раскрыть скрытые грани личности и на них необходимо ориентироваться, не забывая о собственных ощущениях и интуиции.
Тоже самое можно и рассказать по другому. Разнообразие окружающих человека структур определяется исходя из 4 основных систем человеческого восприятия (5-ая — вкусовая — система исключена нами по причине отсутствия научных обоснований ее применения в данной концепции), которые, так или иначе, определяют особенности течения физиологических и психологических процессов:
Зрительные
Зрительные (воздействуют: цвет, форма, линии). Зрительное восприятие является одним из мощнейших факторов развития человеческой психики. С первых часов жизни ребенок начинает познавать мир, руководствуясь своими зрительными ощущениями и впечатлениями. Любой зрительный образ проникает в сознание человека, оставляя тот или иной опыт, формируя предпосылки для дальнейшего развития.
Цвет, форма, линии и текстура воспринимаемого объекта или пространства имеют большое влияние на такие психологические характеристики, как формирование сознания, настроение, внимание, память и другие. Наш интерьер — это прежде всего то, что мы постоянно видим перед собой. Поэтому самой важной является информация, которую мы получаем от наших глаз. Продумать и правильно подобрать цветовое и геометрическое решение вашего интерьера — это первостепенная задача.
Тактильные
Тактильные (воздействуют: форма, текстура). Тактильные ощущения также являются очень важным фактором в формировании у человека образа мира, чувственной основы мировосприятия, особенно на ранних этапах развития. От того, с какими формами и текстурами взаимодействует человек, познавая окружающий мир, может зависеть и то, какими личностными качествами и физическими характеристиками он будет обладать в будущем.Например, для нервного и агрессивного человека или гиперактивного и неуравновешенного ребенка наиболее благоприятными будут округлые формы и мягкие текстуры. А для неэмоционального, заторможенного человека или вялого, малоподвижного ребенка подойдут угловатые формы, неровные и шероховатые поверхности, которые через тактильный уровень смогут возбудить нервную систему, придать активность физическим действиям и психологическим состояниям.
Слуховые
Слуховые (воздействуют: шумы, звуки, музыка). Мир звуков для человека является особой реальностью, в которой формируется его психика, и от восприятия которой зависит его эмоциональной состояние, настроение, энергетический заряд. Темп, ритм, тональность, частота звуков и мелодий в окружающем пространстве, — все это имеет безусловное воздействие на психологию человека. Поэтому никогда не стоит забывать о звуковом сопровождении своего интерьера: различные мелодии, природные шумы, эзотерические предметы, издающие звуки, — все это поможет вам создать нужную атмосферу и настрой. А для новорожденных и маленьких детей очень большое значение имеют шумы и звуки их игрушек.
Обонятельные (воздействует: запах). Различные запахи также играют свою роль в формировании настроений и эмоциональных состояний.
Аромат, запах
Существует огромное множество разных запахов, которые могут вызывать радость и эйфорию, или наоборот, успокаивать и расслаблять, какие-то запахи поднимают аппетит, другие способствуют быстрому засыпанию, третьи поднимают физический тонус и т.д. Поэтому вы можете создавать по вашему усмотрению ту обстановку, которая необходима вам в данный момент, при помощи ароматических ламп, палочек, подушечек, масел. Такой подход является крайне полезным для применения в малогабаритных, небольших помещениях. Пространство, в котором вы проводите довольно большую часть своего времени, необходимо разделять на определенные зоны. Эта характеристика очень важна, так как она помогает обогатить среду обитания, одновременно разнообразить и упорядочить жизнедеятельность человека.
Зонируя свой интерьер, вы без труда сможете в одной комнате сочетать красивый дизайн с функциональным удобством. Особенно это важно для ребенка, так как в этом случае вам удастся максимально сгруппировать в каждой зоне именно те компоненты и предметы, которые отвечают за развитие в какой-либо конкретной сфере. Например, у детей должно быть игровое пространство, отдельное место для уроков, занятий физическими упражнениями, норка — сугубо индивидуальное место, где ребенок может побыть один, спрятаться и помечтать.
Символы
В пространстве вокруг нас существует множество символов. Некоторые из них универсальны для всего человечества, другие же принадлежат определенной культуре или социальному слою. Символы бывают врожденными и приобретенными. Врожденные символы предаются из поколения в поколение на генетическом уровне, они вызывают определенные стереотипные реакции у любого человека. Приобретенные символы человек получает в результате запечатления, и они становятся движущими силами в определенных реакциях и поведении, так как становятся запечатленными моделями в психике.Символы работают как автоматические кнопки, которые вызывают реакцию и затем направляют ее в определенную точку. С помощью обличения необходимой информации в структуру определенного символа можно добиться нужного результата ее восприятия, запечатления, внутрипсихической проработки и усвоения.
Поэтому, используя различные символы в дизайне своего интерьера, вы можете преследовать необходимые вам цели.К тому же у каждого человека есть и индивидуальная символика. Разобравшись в ней, вы сможете включить в свой интерьер те элементы и штрихи, которые будут вызывать у вас необходимые эмоции и настроения, подвигать вас к нужным действиям и поступкам, приносить комфорт и удовлетворенность.
Для человека иногда бывает немаловажно менять обстановку, от этого он получает новые впечатления и эмоции. Поэтому всегда хорошо, когда у вас есть возможность хотя бы немного изменить свое пространство в цветовом и материальном исполнении. Постараться сделать это можно, используя мебель-трансформер, передвижные ширмы, экраны, планшеты, обои-хамелеоны и другие решения. Руководствуясь подобными принципами, человек может создавать для себя свой индивидуальный гармоничный интерьер в зависимости от собственных потребностей и желаний, а также исходя из определенных целей. Но подобный подход можно применять не только в жилых интерьерах. Психологию можно использовать и для достижения различных целей в дизайне любого рода помещений. Учебные центры — повышение успеваемости, лучшее усвоение знаний, мобилизация памяти и внимания. Магазины — повышение покупательской способности, интереса покупателя к именно данному месту, к данной продукции.