После выхода «Кода да Винчи» бестселлерами стали все романы Дэна Брауна, написанные до «Кода», после него и еще не написанные. Страсть к тайнам и загадкам, исторический фон, стремление разобраться в тайных символах и посланиях, динамичный сюжет даже отчасти не объясняют популярности его произведений. Взрослым нравится интеллектуальный детектив и тайные общества, критики и историки ищут оплошности, дети видят в Роберте Лэнгдоне взрослого Гарри Поттера. Сам автор говорит о духовном поиске и признается, что чем сильнее старается опровергнуть свои теории, тем больше в них верит.
Все или ничего
Три первых романа Дэна Брауна – «Цифровая крепость», «Ангелы и демоны» и «Точки обмана» – не имели большого успеха у читателей. Каждая из этих книг разошлась тиражом в несколько тысяч экземпляров. «Код да Винчи» был последним шансом писателя пробиться к вершине славы. Четвертый роман Дэна Брауна превзошел любые ожидания: только в первый день было продано шесть тысяч экземпляров, первый тираж составил 230 тысяч книг. Роман был переведен на 44 языка, общий тираж превысил 81 млн экземпляров. После такого успеха вырос интерес к первым произведениям Брауна. В течение трех лет после выхода «Кода да Винчи» Браун заработал на издании романов 260 миллионов долларов, в четыре раза больше, чем Джоан Роулинг с Гарри Поттером.
Любовь к ребусам
В семье Дэна Брауна шарады и загадки были обычным делом. Дэн, его брат Грегори и сестра Валери никогда не находили подарки под елкой. Вместо этого их ждала карта с отмеченными местами для поиска сокровищ или стихи с зашифрованным посланием. Разгадывая загадку за загадкой, дети переходили из комнаты в комнату и находили клад или составляли слово с названием подарка. Родители Дэна Брауна преподавали в частном элитарном колледже Филлипс-Эксетер, и их дети могли бесплатно получить первоклассное образование. Мать Дэна Брауна изучала духовную музыку и играла на церковном органе. Отец преподавал математику и составлял учебники. Они прекрасно ладили и уважали убеждения друг друга. Так что Дэн с детства не ощущал противоречий между наукой и религией. Один из учебников Брауна-старшего и сейчас используется как учебное пособие в средних школах США. Учебник называется: «Современная математика: введение в интегральное и дифференциальное исчисление с дискретной математикой и анализ информации».
Тайные общества
Школа Филлипс-Эксетер, которую окончил Дэн Браун, – закрытая частная школа. Сейчас в ней учатся молодые люди из 29 стран мира. Происходящее в стенах учебного заведения скрыто от чужих глаз, что уже напоминает тайное общество. Да и в самом городке Эксетер нет недостатка в общественных неформальных организациях. Одним наиболее популярных было общество «Усовершенствованный орден краснокожих». На заседания нужно было приходить в индейских одеждах и индейских головных уборах. Женская организация индейской направленности называлась «Степень Покахонтас», в годы своего расцвета общество объединяло полмиллиона человек. «Звезда в восточной ложе», объединение вольных каменщиков, заседает в Эксетере с 1875 года. В 19-20 веках в городке действовали Орден чудаков, Королевский аркан Сен-Олбана, Рыцари Пифии и Добрые тамплиеры. В работе над романом «Код да Винчи» Браун использовал известные ему особенности их работы.
Под впечатлением да Винчи
После школы Дэн Браун поступил в колледж Армхерст, проведя последний год обучения в Севильском университете в Испании. Будущему писателю был 21 год, оставшуюся жизнь он собирался заниматься музыкой. В Севилье он записался на курс лекций по предмету, в котором слабо разбирался, – история искусств. На одной из лекций произошло событие, изменившее жизнь Дэна Брауна. Во время занятия, посвященного творчеству Леонардо да Винчи, преподаватель показывал слайды с репродукциями и обращал внимание студентов на странные детали, зашифрованные сообщения или неточные трактовки. Тогда Дэн Браун увидел, что в «Тайной вечере» на столе нет чаши с вином, а сидящий рядом с Иисусом Иоанн больше похож на Марию Магдалину. Позже он писал: «Для специалистов в области истории искусства это не было каким-то откровением, однако для большинства из нас идея тайных посланий, зашифрованных в великих картинах, стала грандиозным открытием». С той поры в рисунках и картинах великого итальянца Дэн искал и находил тайные знаки, шифры и послания.
Первый блин
В 1993 году Дэн Браун отошел от музыкальных дел (на его счету несколько дисков, он неплохо пел и сочинял отличные тексты, но не любил выступать с концертами) и устроился преподавать английский в Эксетере. Спустя два года вышла его первая юмористическая книга «187 мужчин, от которых следует держаться подальше: справочник по выживанию для романтически разочарованных женщин». Издателям удалось продать несколько тысяч экземпляров. Сам Браун неохотно вспоминает свой литературный дебют: «Это была глупенькая юмористическая книжка, и ее название навсегда останется моей тайной. Ее больше не печатают и правильно делают». Тогда же Браун выпустил свой последний диск, лебединую песню «Ангелы и демоны». Бюджетный диск без художественно оформленной обложки; профессиональных музыкантов не привлекали; бэк-вокалисток заменила его жена Блайт. Сам написал слова и сочинил музыку, сделал аранжировки на синтезаторе и записал диск на домашней аппаратуре.
«Цифровая крепость»
Замысел романа возник весенним утром 1995 года. На пороге частной школы, где преподавал Браун, появились агенты секретной службы. Они предъявили удостоверения и сообщили директору, что один из учеников представляет угрозу национальной безопасности Соединенных штатов. Оказалось, парень отослал со школьного компьютера электронное письмо другу. Он жаловался на политическую ситуацию в стране, ругал правительство и даже признался, что «готов убить Клинтона». Эту фразу и выловило Агентство национальной безопасности в огромном потоке электронной почты. Угроза оказалась шуткой, но сам факт контроля переписки со стороны служб Брауна заинтересовал. Он начал изучать проблему электронной слежки, работу поисковых систем, криптографию и сбор разведывательных данных. Причем, чем больше он исследовал, тем сильнее менялось его отношение в ней. Вначале он полагал слежку вмешательством в личную жизнь граждан, а к концу работы – заботой об их безопасности. Чтобы писать роман, Дэн вставал в четыре утра и успевал написать несколько страниц до начала уроков в школе.
Хитрости для вдохновения
На столе писателя стоят старинные песочные часы. Когда приходит время их переворачивать, Дэн Браун встает и делает разминку, приседает и отжимается от пола. Если разминка не помогает, в ход идет другое приспособление – гравитационные башмаки. Дэн забирается на стойку тренажера и висит вниз головой, как летучая мышь, от пяти до десяти минут. «Тем самым мне удается обеспечить приток крови к мозгу и взглянуть на мир под несколько непривычным углом. Когда я нахожусь в такой позе, мне порой удается решить очень важные проблемы».
«Ангелы и демоны»
Толчком к написанию романа «Ангелы и демоны» тоже стала случайность. Дэн и его супруга Блайт путешествовали по Европе, собирая материал для нового романа. Во время экскурсии по Ватикану им показали «Иль пассетто» – тайный коридор, в котором папа мог скрыться из своей резиденции, если Святому престолу будет угрожать опастность. Экскурсовод упомянул, что злейшим врагом Ватикана за всю его историю было тайное общество иллюминатов – группа ученых, желавших отомстить за преследования Галилея, Коперника и других мучеников науки. Впервые услышав слово «иллюминаты» Дэн понял, что они и будут героями следующего романа.
Избрание папы
Сведения о том, как кардиналы избирают нового папу, Дэн Браун нашел в очень редкой книге. Это исследование одного теолога-иезуита, составленное из бесед с более чем сотней кардиналов. Когда в 2005 году папа Иоанн Павел II завершил свой земной путь, миллионы людей в мире узнали о ритуалах и церемониях, которые проводит конклав кардиналов, о том, что бюллетени сжигают и идет цветной дым, какую еду подают кардиналам, пока их держат взаперти до принятия решения. Журналисты, освещая избрание нового папы, использовали сведения из романа «Ангелы и демоны». Спустя пять лет процедура была подробно показана в британском сериале «Борджиа».
Тайное послание
Когда стало ясно, что интерес к «Коду да Винчи» и приключениям Роберта Лэнгдона растет, стали выходить книги, содержавшие критику и анализ романа. Более двух десятков книг развенчивали теорию Брауна на основании цитат из Писания и интервью с христианскими историками. (Например, «Взламывая код да Винчи» Даррелла Блока, «Обман да Винчи» Эрвина Лутцера, «Разгадывая код да Винчи» Джеймса Гарлоу, «Мистификация да Винчи» Сандры Мизель.) Дэна Брауна критика не огорчала, напротив, он считал, что чем сильнее разногласия и чем яростнее споры, тем лучше можно разобраться в собственной духовности. Обычно он цитирует критикам слова одного священника: «Христианские богословы пережили кощунственные писания Галилея и не менее кощунственные воззрения Дарвина. Переживут они и книжонки какого-то романиста из Нью-Гемпшира». Дэн Браун искренне верит в свою теорию. «Мы живем в нестабильном разбалансированном мире. Раньше у каждого Осириса была своя Изида, а у Марса – своя Венера. Сегодня мы живем в мире богов-мужчин. Женщина-богиня исчезла из нашей жизни. Интересно отметить, что слово «бог» ассоциируется с понятиями добродетели, силы и надежности, тогда как слово «богиня» навевает мысли о мифах, легендах, сказках».