Некоторые конструкции, созданные людьми, имеют свои несовершенства. Порой эти недостатки выявляются лишь со временем и устраняются. А порой они даже стоят кому-то жизни.
1.
Ранее было известно немало событий крушения самолетов или кораблей по причине неожиданной поломки, связанной с недочетом инженеров. Но что если подобное событие случится под водой?
Положительная остойчивость как залог успеха
Несмотря на то, что первая подводная лодка была сконструирована еще в XVII веке, случаи с опрокидываниями происходили очень редко. Этого удается избежать при соблюдении всех правил для устранения крена.
В теории подводной лодки существует такое понятие как остойчивость. При положительной остойчивости, судно способно самостоятельно возвращаться в положение равновесия, если что-то извне вызвало его отклонение. То есть так называют величину, которая препятствует опрокидыванию лодки.
Она определяется взаимным расположением центра тяжести и центра приложения сил Архимеда (центром величины). Положительная остойчивость достигается несколькими способами.
При чем, у субмарины различают подводную и надводную остойчивость. Таким образом, средства, применяемые для устранения крена в этих двух случаях, имеют значительные различия.
Чтобы подводная лодка в крейсерском режиме не кренилась на бок, применяют те же правила, что и для обычных наводных суден. В данном случае важно, чтобы центр величины располагался ниже центра тяжести, также учитывается размер ватерлинии. Тогда достигается положительная остойчивость формы.
2.
Когда же судно погрузилось под воду, необходимо, чтобы центр величины наоборот находился ниже центра тяжести. В данном случае играет роль положительная остойчивость веса, а не формы. Для ее достижения специально снижают центр тяжести судна.
Более тяжелые оборудования и механизмы обычно располагают в нижней части. А верхнюю часть судна напротив стараются как можно сильнее облегчить. Так создается некий эффект «неваляшки».
При соблюдении всех этих моментов, подводная лодка практически не имеет шансов к опрокидыванию. Но теоретически такая вероятность все же существует. Что же будет, если субмарина опрокинется под водой?
Подводная катастрофа?
На самом деле, перевернутая субмарина – это фактически катастрофа. В первую очередь пострадают основные механизмы, которые при таком толчке будут вырваны с корнем. Это приведет к остановке их работы, многочисленным замыканиям, а также разливу технических жидкостей.
Что повлечет за собой пожары в отсеках, гибель экипажа и судна в целом. Одним из самых ответственных моментов на субмарине считается погружение и всплытие. В момент перехода судно теряет остойчивость, что чревато опрокидыванием, особенно если море штормит. И история знает такие примеры.