Мы привыкли считать матрешку традиционным русским сувениром. С многовековой историей. А ей немногим более 100 лет. Как же появилась эта деревянная традиция на Руси?
Корни, по всей вероятности, нужно искать на Востоке. В Древнюю Индию с её разъемными куклами или Древний Китай, в котором были популярны разъёмные костяные шары. По всей вероятности именно из Китая разъемные игрушки попали в Японию и превратились в фигурки японских богов.
А богов в Японии огромное количество и каждый отвечает за определенную область человеческой жизни.
В 1890 году супруга владельца игрушечной мастерской «Детское воспитание»(мастерская располагалась в подмосковном Абрамцево) Мамонтова привезла из Японии фигурку буддийского мудреца Фукурума. А внутри этой фигурки оказались ещё четыре – ученики мудреца.
Идея Мамонтову очень понравилась. Токарь Василий Звездочкин выточил фигурки кукол, а художник Сергей Малютин их расписал. Кукол было восемь. Верхняя кукла изображала девушку в платочке, сарафане и с чёрным петухом. Следующим был мальчик. Потом снова девочка. И так до последней, восьмой куклы, которая изображала младенца.
Эта первая на Руси матрешка хранится в музее в Сергиевом Посаде.
Существует несколько версий о том, как деревянная кукла стала матрешкой. По одной версии – имя Матрена, в тот период, было широко распространено в России. Отсюда и Матрешка. По другой версии в усадьбе служила женщина Матрена, мать большого семейства, красивая и дородная. Кукла получилась похожей на женщину. Вот и пришло мастерам на ум назвать игрушку Матрешкой.
Матрешки
В 1900 году «Детское воспитание закрылось» и Матрешка перебралась в Сергиев Посад, в учебно-показательную мастерскую. В том же году состоялась выставка в Париже, на которой русская игрушка произвела фурор. С этого момента и началось массовое производство Матрешки.
Нужно сказать, что первые Матрешки стоили достаточно дорого – 10 рублей. В начале века это были большие деньги.
Росписью игрушки занялись известные иконописцы А.И. Токарев, Д.Н. Пичугин, А.И. Сорокин и другие.
Вскоре российский консул в Германии докладывал, что фирма «Альберт Герх» и известный токарь Иоганн Вильде начали производить своих «русских матрешек». Аналогичное сообщение поступило и из Франции. Однако, европейские подделки публику не заинтересовали.
Необходимо сказать, что кукла появилась очень своевременно. В тот период в России возрос интерес к исконному русскому творчеству. Меценаты вкладывали деньги в воссоздание народных промыслов, С.П. Дягилев открыл «Русские сезоны» в Париже, в моду вошли предметы быта в русском стиле.
Матрешку демонстрировали на ежегодной выставке в Лейпциге. Потом был Берлин и Лондон. А «Русское пароходное общество» создало передвижную выставку и показало нашу Матрешку в Греции, Турции и на Ближнем Востоке.
И уже в 1911 году в Сергиев Посад поступили заказы из 14 стран мира.
В Париже открылся магазин товарищества «Русские кустари», который бойко торговал матрешками, ложками, деревянной посудой.
Матрешку начали производить в Москве, Петербурге и Нижегородской губернии.
Существенно расширился ассортимент матрешек. Если вы помните, то первая матрешка представляла собой трудолюбивую крестьянскую семью: девочка с петухом, девочка с серпом, девочка с караваем хлеба и т.д.
В короткий период стали популярны серии русские богатыри и бояре, в честь 100-летия Отечественной войны 1812 года появились матрешки Кутузов и Наполеон, со своими штабами. А юбилей Гоголя ознаменовался появление Городничего со всеми городскими начальниками. Матрешек расписывали под персонажи сказок Пушкина и Ершова, басен Крылова.
Увидела свет большая этнографическая серия о народах России – жители Российской империи в национальных костюмах.
Матрешкой называлась не любая деревянная кукла, а кукла разъемная. И основная её изюминка – сюрприз внутри. Если первая матрешка была 8-местная, то уже в 1913 году для Петербургской выставки была выточена 24-местная кукла. Сегодня можно встретить и 70-местную Матрешку.